Как понять, что у ребёнка есть неврологические нарушения?
Все дети первого года жизни осматриваются неврологом в возрасте 1 месяца в рамках диспансеризации; при отсутствии каких-либо отклонений от нормы, следующий плановый осмотр может быть проведён уже в 12 месяцев. Однако, на первом году жизни могут возникнуть ситуации, которые могут насторожить и даже напугать родителей – часто это касается поведения ребёнка и его развития. В большинстве случаев подобные изменения являются возрастными и проходящими, но лучше обратиться к детскому неврологу, если:
– ребёнок ведёт себя не так, как обычно без каких-либо причин (болезнь, вакцинация, травма и т.д.) – сильно беспокоится, много и беспричинно плачет или, наоборот, стал вялый, спит гораздо больше обычного, не проявляет интереса к окружающему
– ребенок сопротивляется и плачет при попытке родителей согнуть/разогнуть конечности
– у ребенка появляются какие-либо ритмичные движения головы/конечностей непроизвольного характера; ребёнок принимает неестественные позы – например, в период бодрствования сильно запрокидывает голову, непроизвольно напрягает мышцы туловища и конечностей
– ребёнок перестал приобретать новые навыки развития – познавательного, моторного, речевого, или произошла потеря ранее приобретённых навыков
– ребенок старшего возраста часто жалуется на головную боль/головокружения
-у ребенка часто возникает ощущение тошноты, повторные рвоты без явных признаков отравления или кишечной инфекции
Зачем нужен осмотр невролога?
Любое изменение в поведении ребёнка часто очень беспокоит родителей. Иногда родителям кажется, что малыш развивается с опозданием – в сравнении с другими детьми аналогичного возраста – или наоборот, слишком беспокоен, возбудим, капризен. Обилие доступной и не всегда достоверной информации в Интернете только усугубляет родительские страхи. В таком случае лучше всего обратиться к специалисту. Детский невролог на приёме беседует с родителями, собирает анамнез, осматривает ребенка и непредвзято оценивает его поведение. Как правило, в большинстве случаев доктор развеивает родительские страхи, хотя бывают ситуации, когда малышу действительно нужна помощь – в этом случае врач даст четкие рекомендации по обследованию и дальнейшему лечению. Также осмотра и динамического наблюдения невролога требуют дети, перенесшие перинатальное поражение центральной нервной системы, что потребовало проведения реанимационных мероприятий и выхаживания в отделениях патологии новорожденных. Особенного внимания требуют дети, рождённые недоношенными, особенно с массой тела при рождении менее 1500г – особенности неврологического статуса и темпы развития у таких малышей свои, и здесь требуется компетентный в данном вопросе специалист. Также осмотр невролога проводится детям, получившим травму головы – на приёме после проведения осмотра решается вопрос относительно дообследования и необходимости назначения терапии таким детям.
Как часто нужно проходить диспансеризацию у невролога?
Здоровые доношенные дети на первом году жизни осматриваются неврологом в возрасте 1 месяца, при отсутствии дополнительных жалоб и отклонений от нормы следующий осмотр проводится в 12 месяцев.
Дети, рожденные раньше срока, требуют наблюдения невролога в 1, 3 6, 9, 12 месяцев скорригированного возраста (Скорригированный возраст= Фактический возраст ребенка – Недостающие до срока недели беременности).
Динамического наблюдения невролога (1 раз в 3-6 месяцев) требуют дети с диагностированными стойкими нарушениями мышечного тонуса, например, вследствие перенесенного гипоксически-ишемического поражения центральной нервной системы, пережившие острую нехватку кислорода в родах (гипоксию), с судорогами в анамнезе, а также дети, получающие противосудорожную терапию.
Как заподозрить у ребенка дисплазию тазобедренных суставов?
Как правило, при врожденной дисплазии тазобедренных суставов разведение ножек ребёнка (в позу «лягушки») происходит с ограничением, при отведении бедер возникает так называемый симптом «щелчка» или «соскальзывания»; иногда одна конечность короче относительно другой. Диагностику дисплазии тазобедренных суставов может проводить только врач, при подозрении на её наличие проводится дополнительное исследование – УЗИ тазобедренных суставов или рентгенография (детям старше 6 месяцев).
Как понять, есть ли у ребёнка отставание в развитии?
Развитие ребёнка, особенно в первые годы жизни, является наиболее волнующей темой для родителей. Малейшее отклонение от гипотетической нормы, особенности поведения в разные возрастные периоды, отставание от сверстников вызывает сильное беспокойство и поиск родителями возможных причин «не нормы».
Существует огромное количество шкал для оценки развития детей в разные возрастные сроки. Некоторые из них являются достаточно категоричными, и отсутствие соответствующего для данного возрастного срока навыка сразу расценивается, как задержка развития. В большинстве шкал нет привязки появления навыка к конкретному возрастному сроку – то есть, ребенок НЕ ДОЛЖЕН самостоятельно сесть в 6 месяцев, он может это сделать в диапазоне от 5 до 8 месяцев. Только отставание на 2 и более возрастных срока позволяет заподозрить нарушения развития и делает необходимым проведение более тщательного всестороннего обследования.
Кроме того, при оценке развития нужно учитывать множество факторов. Первое – при оценке развития ребенка на приёме у детского невролога важно создание комфортной для ребенка и родителей обстановки, оценка развития, особенно для детей первых трёх лет жизни происходит в игровой форме. Если контакт с врачом не установлен, ребенок беспокоится и плачет, адекватно оценить его развитие будет невозможно. Второе – развитие оценивается по нескольким направлениям – речевое, познавательное, моторное; при этом заключение делается по каждой из линий развития. Так, ребёнок с двигательными нарушениями (например, сформировавший детский церебральный паралич), безусловно, будет отставать от возрастных норм в моторике, но при этом иметь соответствующие возрасту показатели познавательного и речевого развития. Третье – необходимо учитывать соматическое состояние ребенка – если ребёнок болен или сильно устал, а также имеет тяжелое хроническое соматическое заболевание, при оценке развития это обязательно нужно учитывать.
И, наконец, оценка развития не может быть субъективной, поскольку врач использует соответствующие возрасту шкалы.
В настоящее время широко обсуждаются расстройства аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста, в этой связи малейшее отклонение в поведении малыша, кажущаяся «неадекватность» поведения вызывает сильнейший страх у родителей, который усугубляется нежеланием похода к психиатру и получения «психиатрического» диагноза. Родителям важно знать, что у ребёнка до 30 месяцев жизни оценить риск возникновения РАС может детский невролог или педиатр, используя шкалу M-CHAT R/F. Только при наборе определенного количества баллов по данной шкале решается вопрос о необходимости консультации/наблюдения психиатра, в остальных случаях при динамическом наблюдении кажущееся «неадекватным» поведение ребенка оказывается вариантом нормы и не требует какой-либо коррекции.